Парни - Все стихи
Биографии поэтов

Эварист Дезире де Форж Парни - Биография


Эварист ПарниЭварист Дезире де Форж Парни - французский поэт, член Французской академии (1753—1814). До семнадцатилетнего возраста этот будущий певец чувственных наслаждений отличался религиозной экзальтацией. Поступив в семинарию, он готовился к духовному званию, но, уступая воле отца, перешел в военную службу. Здесь впечатлительная натура молодого человека очень скоро попала в течение совершенно противоположное, с "философским" (преимущественно антицерковным) направлением соединявшее фривольность и эпикурейское наслаждение жизнью. К этому же времени относится и знакомство молодого Парни с тогдашней французской поэзией, которая, нарушая завет Вольтера: "Горе в этом веке тому стихотворцу, который остается только стихотворцем!", имела главными руководителями таких ничтожных писателей как Дора, Буффлер и др., — поэзией мадригалов, псевдоанакреонтических взглядов и стремлений. В первом сборнике стихотворений Парни: "Po?sies ?rotiques" преобладало, однако, настроение элегическое. Громкая известность, доставленная молодому автору этими стихотворениями, была упрочена похвалой Вольтера, который возвел его во французские Тибуллы. Дальнейшие произведения Парни являются уже чисто эротическими, часто с значительной примесью цинизма (напр. поэма "Les amours des reines de France", сожженная им самим в 1793 г.). Поэма "La guerre des dieux anciens et modernes", написанная во время директории — неудачное подражание, по тону, манере и характеру, "Pucelle" Вольтера. В том же роде и другие поэмы Парни — "Le paradis perdu", "Galanteries de la Bible", "La Christianide"; последняя не появилась в печати, так как рукопись была куплена у автора правительством Реставрации и уничтожена. Революция превратила Парни из богатого человека в бедняка, существовавшего только скудным жалованьем в разных присутственных местах и такими же скудными литературными заработками. Как поэт, Парни мог бы занять почетное место в истории литературы, если бы не подчинился влиянию нездоровых струй величественного, в общем, течения литературы XVIII в. Его "Po?sies ?rotiques" доказали его искренность, свежесть, способность поэтически воспроизводить пережитое; проблески этих достоинств встречаются и в позднейших его произведениях, чем и объясняется сочувствие к нему таких писателей, как Шатобриан, Ламартин, Беранже (издавший часть его стихотворений), таких критиков, как Сент-Бёв (написавший большое и прекрасное предисловие к полному собранию его сочинений), наконец, поэтов не только французских, но и иностранных. У Пушкина, напр., есть немало переводов и подражаний Парни, не только в "лицейских" стихотворениях, но и до 1824 г.; он упоминает о Парни даже в "Евгении Онегине", в письмах ставит его, как Вольтер, рядом с Тибуллом, или, желая похвалить Батюшкова, называет последнего "российским Парни", а на Баратынского возлагает надежду, что он "превзойдет Парни". Подражателей и переводчиков между русскими писателями Парни нашел также в Крылове, Батюшкове, Давыдове, Вяземском. Узость кругозора, отсутствие "изобретательности" и "волшебства кисти" (la magie du pinceau), подчинение фальшивым влияниям — все это, однако, вдвинуло Парни в ряд тех писателей, о которых история литературы упоминает только потому, что в свое время они играли более или менее значительную роль.

Источник - Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.



Стихи поэтов XIX-XX веков